За рулем,
3 апреля 2020 г.
Хватит карать всех. Давайте наказывать водителей-рецидивистов! 197 просмотров
Альтернатива штрафам «за все» сделает наши дороги более безопасными, считает эксперт «За рулем».
Предложение повысить штрафы за нарушения ПДД вызвало столь бурную реакцию, что о недопустимости подобных мер высказался премьер-министр Михаил Мишустин. Министерство юстиции попросило отозвать кодекс для доработки.
Я читаю сухие судебные решения по разным административным делам, опубликованным в открытом доступе. Ситуации, которые довели водителей до суда, разные. А решения — одинаковые. Происходит это из-за того, что нынешний КоАП, во всяком случае, его водительская 12‑я глава, написан в так называемой «карательно-фискальной» парадигме. Она предполагает наличие прямой связи между тяжестью наказания (штрафа) и вероятностью того, что гражданин не будет совершать правонарушение.
А ещё предполагается, что только нарушения водителей приводят к нежелательным последствиям на дороге, так как из 37 статей лишь пять не имеют прямого отношения к водителям. Однако, как мы можем видеть из статистики смертности на дорогах России, аж 29% погибших попали в ДТП, «на месте которых зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения БДД». Перевожу с чиновничьего языка на человеческий: почти треть жертв рассталась с жизнью из-за нарушений, напрямую с ПДД не связанных!
Еще 19% — погибшие по своей вине пешеходы. Однако про них упоминается лишь в двух статьях КоАП РФ. У пешехода нет номерного знака, камеры пока не распознают, кто перебегает через десятиполосную МКАД ночью. Да и штраф пешим небольшой, по ст. 12.29.1 — предупреждение или 500 рублей. И с точки зрения закона совершенно неважно, какое нарушение совершает пешеход: переходит спокойную двухполосную улочку в своём районе не по «зебре» или перебегает МКАД, где транспорту разрешена скорость движения 100 км/ч. А ведь это два разных по тяжести нарушения. К сожалению, таких нюансов в жизни очень много, а в законе — очень мало.
Риск-ориентированная парадигма
Для ситуации, когда необходимо небольшими силами контролировать большое количество людей, несколько десятков лет назад был разработан другой подход. Он получил название «риск-ориентированного». Основное его отличие от «карательно-фискального» заключается в том, что необходимо чётко озвучить, каких последствий мы хотим избежать, и определить риск наступления этих нежелательных последствий от всех субъектов, подпадающих под регулирование.
В существующей версии КоАП даже не прописано, зачем наказывают людей! Для чего? Чтобы что? Прямых ответов на эти вопросы нет, а между строк мы читаем, что просто так положено и не надо задавать лишних вопросов.
Очевидно, что самый нежелательный сценарий в развитии дорожно-транспортной ситуации — это ДТП. Следовательно, надо оценивать риск участников дорожного движения стать виновником аварии. Раньше для подобной оценки использовались баллы. Однако старожилы помнят, что балльная система стала рассадником коррупции, из-за чего её и отменили.
Риск-ориентированный подход позволяет избежать подобных негативных последствий по двум причинам.
Первая — использование ступенчатой системы наказаний, большая часть из которых не связана не только с «лишением», но даже с штрафом. Вторая — встроенный в подход анализ множества причин для каждой из дорожных ситуаций.
Очевидно, что человек за рулём, который разогнался в жилой зоне ночью в гололёд до 100 км/ч, гораздо опаснее водителя, который превысил скорость на трассе М11 в лесах Новгородской области днём, в ясную и сухую погоду.
Опыт страховщиков
Ранжирование водителей по степени создаваемого ими риска уже происходит при покупке полиса каско. Многие водители, которые оформляют себе такие полисы, знают, что страховые компании учитывают десятки факторов, которые позволяют предположить вероятность попадания страхователя в ДТП. Эти же факторы, но уже включающие оценку поведения на дороге, позволят сформировать индивидуальный коэффициент риска для каждого водителя — и отделить «рисковых» водителей от тех, кто не представляет на дороге опасности и, таким образом, даст возможность ГИБДД сконцентрировать внимание на тех, кто систематически пренебрежительно относится к правилам на дороге.
Систематические грубые нарушения ПДД — ярчайший индикатор того, что конкретный водитель опасен на дороге и ему надо уделять повышенное внимание. Возможно, человек просто забыл правила, и ему надо их подучить. Такое тоже бывает.
В любом случае, обеспечение безопасности движения — тяжёлый труд, который сегодня может быть облегчён с помощью систем обработки больших данных и правильного использования камер фиксации нарушений. Не для штрафов, а для понимания, кто есть кто. Я уверен, что изменение подхода позволит справедливо и точечно воздействовать на тех, кто давно этого заслуживает. Нормальные же водители, наоборот, вздохнут с облегчением, ведь их станут заметно реже дёргать на дорогах без повода.
Пётр ШКУМАТОВ
Вся пресса за 3 апреля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Автострахование
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|